Игровая программа
«Веселые путешествия по шахматной доске»
Провела
Сафронова О.А.
Цель – создать условия для интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
Активизировать мыслительную деятельность, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, находчивость, смекалку.
Развивать чувство ответственности и умение разрешать проблемные ситуации.
Воспитывать спокойствие и уверенность в своих силах, настойчивость, умение достойно выигрывать и проигрывать с достоинством.
1.Итак, загадка о первой фигуре.
Кто не любит прыг да скок?
Кто ходить привык без спешки
И берёт наискосок?
Ну конечно, это -… ПЕШКИ
Правильно! А вот как выглядит эта фигура (показ заготовки). Количество пешек 8.
Пешка – фигура последовательная, ценою в 1 балл, маленькими шагами она может дойти до цели и превратиться в любую шахматную фигуру, кроме короля.
Поэтому для нее мы выбрали конкурс «Переправа». Каждому игроку дается по 2 листочка, ваша задача, подставляя их под ноги, дойти от старта до финиша. Главное, идти только по листочкам. Предлагаю посмотреть, как это выглядит.
2. Загадка о второй фигуре
Обитает не в саванне,
И не так огромен он,
Но такое же название
У фигуры этой -… СЛОН
Правильно! А вот как выглядит эта фигура (показ заготовки, работа у шахматной доски). Количество слонов – 2, каждый из них ходит по диагонали своего цвета, черного или белого.
Цена фигуры – 3 балла. Конкурс «Передай колечко». Важная часть тела слона – это его хобот, им он выполняет множество действий. Сейчас мы с вами попробуем, сможем ли мы выполнить хотя бы одно. Ваша задача: взяв карандаш, передать с его помощью колечко от первого участника до последнего и обратно. Попробуем. Приготовились! Начали!
3. А мы переходим к следующей шахматной фигуре. Угадайте, о какой из них идет речь.
Мы могли на ней бы плыть
С русским князем по воде,
Но позволено ходить
И по клеточкам… ЛАДЬЕ
Правильно! А вот как выглядит эта фигура (показ заготовки). Количество фигур – 2, каждый из них ходит только по прямым линиям – горизонталям и вертикалям.
Цена фигуры – 5 баллов. Следующий конкурс «Большая регата». Мы с вами отправляемся в плавание. От каждой команды я приглашаю по 3 участника (постарше). Ваша задача как можно быстрее переправить свои корабли в порт, путем наматывания нити на палочку. Двигать можно только пальцами. Задание понятно? Приготовились! Начали!
4. Это правило известно,
Короля нам есть нельзя,
Но свободно можешь есть ты
Вместо этого… ФЕРЗЯ
Правильно! Угадали! Посмотрите, как выглядит фигура Ферзя (показ заготовки). Ферзь может ходить в любом направлении: по горизонтали, вертикали и диагонали, но не может перепрыгивать через фигуры.
Король и Королева или по-другому Ферзь – это самые важные шахматные фигуры. Но, если стоимость Ферзя определяется 10 баллами, то Король цены не имеет – он бесценен. Вот почему при объявлении мата Королю… Мат – эта позиция в игре, когда Королю больше некуда идти и некем защищаться… партия заканчивается.
Тем не менее, конкурс у нас вполне мирный и даже модный, учитывая наших шахматных персон. Конкурс «Модельеры». Ваша задача, нарисовать шляпы, которые могли бы носить Король и Королева. Команда «Белых» будет создавать шляпки для Королевы. На задание дается 5 минут. Задание понятно? Начали!
5. А теперь, внимание!!! Вы вспомнили, какие фигуры есть в игре шахматы, как они выглядят и как двигаются. Наш заключительный конкурс «Шахматная эстафета». Нужно расставить фишки в нужном направлении (горизонталь, вертикаль, диагональ). Каждый участник выкладывает на своей доске фишки три раза.
Награждение медалями участников игрового турнира.