РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ И КОНСТРУКТИВНЫХ ТЕХНИК
Под творчеством можно предположить создание нового. В общепринятом смысле «творчество – условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания, в (относительно) новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности…», говорится в статье Ф.Батюшкова (1901), процитированной в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона.
Природные предпосылки способностей состоят в повышенной чувствительности анализаторов к внешним воздействиям. Вследствие этого дети любя заниматься различными видами деятельности : музыкальной, двигательной, изобразительной.
Активность в создании чего-то нового, непохожего на остальное, оригинального – это и есть творчество, которое человек может проявлять в различных аспектах жизни. Но для того, чтобы это сделать, нужно иметь запас знаний, умений и навыков, то есть исполнительской стороны действий, по мнению Л.А.Венгера. Творчество же относится к области ориентировочных действий : оценивается задача, исследуются условия ее решения, соотносятся собственные возможности индивидуума с известными способами решения, делается выбор способа исполнения. Все это может сделать ребенок, которого научили различным способам и техникам изобразительной и конструктивной деятельности .
То, что все дети талантливы, я поняла с первых лет работы в саду, и чтобы это не потерялось, я стараюсь уделять знакомству с разными видами художественного творчества каждую свободную минуту. Психологи полагают, что способности формируются до пяти лет, поэтому мы- педагоги дошкольники имеем возможность наиболее эффективно использовать это время для развития творческого потенциала личности.
Дети всегда охотно и с большим желанием и интересом открывают мир взрослых и берутся за новые дела. Им тяжело без помощи опытных наставников освоить практические действия с различными предметами. Обычно набор действий педагога для создания художественных работ бывает ограничен. Все это напрямую связано с творческим потенциалом ребенка – чем больше способов работы с материалом научит и покажет взрослый, столько и усвоит дошкольник и будет использовать, комбинировать эти действия для своего творчества.
Занимаясь рисованием, лепкой, конструированием (как правило, эти занятия представлены в расписании образовательной деятельности детского сада) дети учатся придумывать образы, наблюдать, воспринимать, фантазировать, продумывать этапы своей работы. Все это показатели не только психического, но и творческого развития ребенка.
Знакомство с нетрадиционными изобразительными техниками начинается со второй младшей группы: оттиск, трафарет, набрызг, мыльные пузыри, печатание готовыми штемпелями. Обычно дети этого возраста работают с гуашью. Малыши очень любят делать оттиск частями различных растений (одуванчик, пекинская капуста, листья деревьев) . Им по силам покрыть краской лист растения и приложить его, сделав, при помощи нажатия оттиск. С большим увлечением раздувают кляксы, создавая фантастические сюжеты , «выращивая» причудливо изогнутые деревья и кусты. В этом возрасте дети знакомятся приемами закрашивания поверхностей способом пуантилизма при помощи ватных палочек и деревянных карандашей. С большим удивлением и интересом происходит ознакомление малышей со свойством восковых мелков отталкивать акварельную краску . Очень нравится рисовать ладошками , хотя у некоторых любовь к чистоте рук пересиливает ожидание радости от результата работы. Все эти способы рисования не требуют приложения больших усилий, дают быстрый, яркий и узнаваемый образ, изображение получается даже у тех, кто еще плохо работает кистью и красками, поэтому дети очень любят такое «рисование» .
Одновременно начинаю знакомить детей 3-4 лет со способами работы с бумагой. Первый и самый доступный – это скатывание комочков бумаги в виде шариков и в виде палочек . Это занятие требует большего терпения и вырабатывает усидчивость, умение прилагать усилия для достижения цели. Так как для выполнения одной аппликации требуется много шариков или палочек работа у нас получается чаще всего коллективная. Зачастую, чтобы интерес к такой медленной работе не угасал, я предлагаю делать «зернышки» или «горошки» для птичек. После освоения этого способа работы с бумагой, с детьми 4 лет учимся первым приемам квиллинга – скручиванию полосок бумаги. Начинаю скручивать полоску и закрепляю ее клеем в конце работы я, так как дети еще малы. Самостоятельно весь процесс приготовления детали для аппликации дети осваивают к 5 годам. Очень нравится детям создавать аппликации из элементов для скрапбукинга . Во-первых, очень интересно работать фигурным дыроколом (всегда есть очередь из желающих); во-вторых, выполнение этой работы занимает мало времени и дает быстрый результат.
Дошкольникам очень нравится работать с пластилином. Первые шаги в пластилинографии начинаются, когда малыши выкладывают изображение предмета из маленьких комочков, заполняя все пространство , а по периметру изображения делают «бордюр» из скатанных пластилиновых палочек. При создании пластилиновых изображений дети совершенствуют навыки скатывания прямыми и круговыми движениями, упражняются в расплющивании деталей. Когда дети осваивают этот прием, мы переходим к следующему – заполняем пространство при помощи выдавленного из шприца пластилина. Зачастую выдавить массу из шприца очень трудно, нам помогает в этом стакан с горячей водой. Нагретый пластилин сам начинает «вытекать» и заворачиваться. Малыши выкладывают этих «червячков» на бумагу, создавая задуманное изображение.
Уже в старшем возрасте дошкольники используют разные приемы для создания пластилиновых картин : не только заполняю фон работы, растягивая пальцами пластическую массу, но и ставят оттиски на мелкие детали для добавления объема и рельефа изображению.
Начиная со среднего дошкольного возраста в ходе экспериментирования и смешения цветов, учу детей самостоятельно создавать различные оттенки. Мои воспитанники применяют новые знания и используют их, работают с уже знакомыми им техниками рисования мыльными пузырями , комочками бумаги , используют многообразие сюжетов, чтобы показать красоту мира .
Если в младшем возрасте, работая с бумагой, дети используют прием скатывания, то 5 лет они уже могут освоить прием торцевания. Это хорошо видно в работе «Осеннее дерево» , а вот творческий подход в технике торцевания можно увидеть в работе «Весенний луг» , когда фон аппликации выполнен с использованием цветного кефира. Также развитие творческих способностей мы заметим на примере техники кляксографии в работе «Вишня в цвету» . Она была сделана 5 летним ребенком, а вот работа «Цветущая ветка яблони» выполнена в 6-ти летнем возрасте и дополнена она техникой кракле (аппликация из специально подготовленной яичной скорлупы).
В это же время, имея в своем багаже запас исполнительских действий, а именно все освоенные приемы и техники, дети могут создавать свои работы при помощи ориентировочных действий , то есть продумывать, создавать свой набор из знакомых техник для выполнения творческой работы В это же время, имея в своем багаже запас исполнительских действий, а именно все освоенные приемы и техники, дети могут создавать свои работы при помощи ориентировочных действий , то есть продумывать, создавать свой набор из знакомых техник для выполнения творческой работы.
Конечно, к концу дошкольной жизни процесс творческой деятельности находится еще в начальной стадии развития и своего пика он достигнет гораздо позднее. Но я считаю, что, доказательством того, что моя работа по развитию творческих способностей имеет положительные результаты, является то, что мои воспитанники неоднократно являлись победителями, призерами, лауреатами и финалистами международных и всероссийских выставок детского творчества, организованными детскими школами искусств городов Ижевск, Калининград, Омск и других.
|